Покаяние

В нашем храме Таинство Покаяния совершается ежедневно с 7.30 утра!

Человек наделен от Бога свободной волей и сам избирает свой жизненный путь. По собственному изволению он может творить добрые дела или совершать грехи. Хотя многие, оправдывая себя, пытаются возложить вину за свои грехи на диавола, это несправедливо. Насильно сатана никого заставить согрешить не может. Обычно он действует хитростью или обманом, соблазняет кажущейся «выгодностью» греховной сделки или предвкушением греховного удовольствия. Но человек всегда, если захочет, сможет увидеть и понять, что предлагаемое ему иным человеком или собственным разумом некое дело – греховно. Если же человек не устоял перед соблазном и нарушил заповедь Божию – значит, этим поступком он добровольно отверг волю Божию и исполнил волю диавола, принес ему жертву.

Большинство людей, конечно, сознают: да, мы будем отвечать за свою жизнь, и за грехи нам может угрожать наказание… А так ли страшно это? В чем заключается грех, и каков будет наш ответ за него? Как можно искупить грехи? Как облегчить свой будущий ответ Богу? Как научиться избегать грехов?

Чтобы примирить грешника с Богом, вернуть ему надежду на спасение в вечности, наставить на путь добродетельной христианской жизни, облегчить лежащую на его душе греховную тяжесть, Церковь издревле содержит Таинство покаяния. Именно это таинство, совершаемое согласно Чину исповеди, является наиболее значимым инструментом очищения человеческой души от недобрых, греховных наслоений.

В отличие от многих других, Таинство покаяния может и должно совершаться в течение жизни человека неоднократно.

Все неисчислимое множество грехов может быть сведено к весьма ограниченному перечню греховных страстей, которые к ним приводят. Вот важнейшие из них: гордость, блудная похоть, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние. Поэтому необходимо различать, что такое грехи, и что такое – страсти, и как можно бороться с теми и с другими.

Важно уметь хотя бы приблизительно разбираться, от каких именно страстей происходят те или иные грехи. Так, воровство происходит от сребролюбия, леность и пьянство – от чревоугодия, убийство и всякая жестокость – от ненависти или гнева, осуждение и превозношение – от тщеславия или гордости, ложь – от тщеславия или сребролюбия, и т. п. Чтобы надежно избегать грехов, надо научиться методично бороться со страстями, которые к ним приводят. А каждая из страстей является противоположностью некоей добродетели (и именно этой добродетелью врачуется, как неким лекарством). Страсть гордости врачуется смиренномудрием и самоуничижением, гнев – кротостью и милосердием, сребролюбие – милосердием и милостыней, малодушие – терпением, тщеславие – самоуничижением, ненависть – заботой и стяжанием любви, чревоугодие и похоть – воздержанием.

Таинство покаяния предполагает, что хотя кающийся исповедает свои грехи, конечно же, Богу, однако он совершает это в присутствии священника, который в этом таинстве действует от лица Господа и даже как бы заступает место Его.

Священник, выслушав исповедь христианина и высказав необходимые наставления, испрашивает у Господа прощение исповеданных грехов в особых разрешительных молитвах, завершающих чин исповеди. Поэтому и слова, завершающие исповедь, которые священник произносит от имени Господа – «Бог тебя простит», он произносит как бы авансом: Не сейчас уже простил, а именно — потом, впоследствии, после реально состоявшегося исправления жизни.

Просмотров (336)

Комментирование запрещено